Процесс приватизации связан с решением множества правовых вопросов. Собрать правильные документы и сделать запросы в уполномоченные структуры, провести все действия в короткие сроки, правильно определить орган, занимающихся распределением недвижимости не всегда под силу обычным гражданам. Для получения ответов возникает необходимость обратиться к квалифицированной поддержке юриста. Из-за дороговизны услуг многие не могут этого сделать, что увеличивает сроки на оформление приватизации или зачастую делает ее невозможной. Для осуществления функций посредника между населением и государственными, муниципальными структурами созданы МФЦ. Как они осуществляют прием, какие документы для этого нужны, вы узнаете из публикации.
Основы деятельности
В круг обязанностей МФЦ входит предоставление государственных услуг по вопросам приватизации недвижимости. Такие структуры работают с 2013 года и созданы для упрощения процесса взаимодействия с органами власти. Центры работают по принципу «одного окна». Они принимают полный пакет документов с заявлением и направляют запросы в соответствующие учреждения самостоятельно.
Приватизация осуществляется с МФЦ намного проще. Сотрудники предоставляют консультации по пакету документов, оказывают содействие в получении официальных бумаг. Таким образом, у граждан не возникает необходимости в обходе всех инстанций с целью получения нужной документации. Деятельность их осуществляется на основании ФЗ «Об оказании поддержки при предоставлении государственных и муниципальных услуг».
Процедура приватизации
Для оформления собственности на квартиру необходимо осуществить следующие действия:
Определить место нахождения ближайшего к адресу проживания или работы МФЦ. | Список можно посмотреть на официальной интернет-странице МФЦ. Там же указывается режим работы, который обычно установлен с 8 до 20-00, то очень удобно для посетителей. Записаться на прием можно после окончания рабочего дня. |
Заполнить заявление, предоставленное сотрудником МФЦ, соответствующей формы. | Достаточно подписание бумаги одним из жильцов квартиры, присутствия или получения согласия всех зарегистрированных граждан на жилой площади не требуется. |
Оформление доверенности | Сотрудник МФЦ заполняет доверенность, которая позволяет обращаться от имени заявителя и получать сведения в различных органах государственного и муниципального уровня. |
Предоставление пакета документов | На начальном этапе достаточно предъявить паспорт заявителя с дубликатом, ордер или договора социального найма; |
Явка к нотариусу для оформления доверенности | Документ о подтверждении полномочий сотрудника МФЦ заверяется в нотариальном порядке. После этого бумага передается в администрацию района, осуществляющего передачу прав на недвижимость. |
Направление заявлений в администрацию | Заявления с подписью о согласии с приватизацией направляются в администрацию района для оформления договора. |
Подписание договора органом, распоряжающимся недвижимостью | Подписанный местным органом власти договора необходимо забрать в МФЦ |
Обращение в Росреестр | Подписанный всеми сторонами договор передается новыми собственниками в Ростреестр для включения сведений о новом владельце в единую базу недвижимости. |
Документы для приватизации
При обращении в МФЦ необходимо предоставить:
- Удостоверение личности на каждого прописанного в квартире гражданина в копии, заявитель предоставляет оригинал.
- Доверенность на осуществление полномочий сотрудниками МФЦ.
- Нотариально заверенные согласия или отказы жильцов от участия в приватизации.
- Доверенности на представление интересов при отсутствии зарегистрированных на жилой площади участников приватизации.
- Справки о неиспользованном праве на получение права собственности в виде доли на объект социальной недвижимости на каждого дольщика или единственного заявителя.
Читайте также статью ⇒ Выписка из ЕГРП в МФЦ
Мнение эксперта:
При прописке датой ранее 1991 справка о том, что гражданин не участвовал в приватизации не предоставляется. Обязателено бумага запрашивается при смене места постоянного проживания.
Владимирова А.И., сотрудник МФЦ
Правила приватизации
Для заключения договора приватизации необходимо соблюсти требования:
Обеспечения явки жильцов в МФЦ | В МФЦ пребывают все граждане, проживающие на жилой площади и имеющие право на долю, они должны прийти в назначенный день одновременно. Обеспечивается также явка лиц старше 14 лет. Если кто-то не может прибыть в срок требуется предварительное оформление доверенности в нотариальной конторе.
|
Запрашивается согласие | С каждого жильца запрашивается желание участвовать в приватизации либо отказаться от своего права на получение доли в имуществе. |
Проставление подписей | На согласии каждый участник процесса приватизации проставляет собственноручно подпись. Дети от 14 лет подписывают также заявления, их заверяют родители или законные представители. |
Результат приватизации | Итогом осуществления процедуры является правоустанавливающий документ – договор приватизации и. Выписка из ЕГРН о новых собственниках – частных лицах. |
Отказ в приватизации
В некоторых случаях МФЦ выдает отказы в проведении приватизации. Они оформляются в письменном виде. Документ может обжаловаться в суд на основании иска о признании права собственности на недвижимость при наличии оснований для признания такого решения незаконным.
В отношении таких требований действий срок исковой давности. Он равен периоду в 1 год и применим в отношении сделок по признании приватизации недействительной. К примеру, при оформлении собственности на других лиц без соответствующих разрешений, не проживающих в квартире, на которую оформляется право.
Приватизация удаленно
Подать заявление в МФЦ есть возможность через интернет. Для это нужно:
- завести аккаунт на едином портале Госуслуги;
- активировать личный кабинет через Почту России;
- заполнить анкету и копии сканированных документов;
- отправить запрос.
В назначенное время нужно будет явиться лично в МФЦ для подписания заявления и предоставления документов в оригиналах для сверки, составления доверенности на сотрудника учреждения. При необходимости с заявителем связываются работники МФЦ и консультируют по вопросам предоставления или заверения определенных документов для завершение процесса приватизации.
Срок и стоимость
Услуга приватизации предоставляется МФЦ в течение 2 месяцев. Именно столько нужно на сбор документов и подписание договора в администрации.
Консультирование и взаимодействие с различными инстанциями осуществляется безвозмездно. Однако расходы все же возникнут в связи с заверением документов в следующих размерах:
- нотариальное заверение доверенности – 500 руб. на каждого участника приватизации;
- изготовление технического паспорта органами БТИ – 1 500 руб.;
- получение справки о неучастии в процессе приватизации – 500 руб. на человека;
- пошлина за подписание в администрации договора приватизации – 1 500 руб.;.
- получение выписки из ЕГРН при обращении в Росреестр – 200 руб. за каждую.
Стоимость технического оформления доверенности в нотариальной конторы может отличаться в зависимости от региона подачи заявления. В остальном государственная пошлина остается в едином объеме, установленном ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Когда отказывают
В некоторых случаях МФЦ выдают отказы. Происходит это в законном порядке по причинам:
- отсутствие части документов для предоставления услуги;
- участие заявителя в другом процессе приватизации ранее после достижения 18 лет;
- квартира относится к фонду служебного или ведомственного жилья, коммунальная;
- договор найма выдан на другую площадь, несоответствие объекта;
- многоквартирный дом, в котором находится квартира, признан аварийным.
Пример из практики
Мужчина обратился с заявлением о приватизации принадлежащей ему комнаты в коммунальной квартире в МФЦ. После рассмотрения заявления ему было отказано по причине принадлежности жилья военной части, созданной для расселения служащих.
Вопрос о приватизации в МФЦ
Нужно ли мне самостоятельно обращаться в администрацию района для того, чтобы подписать договор приватизации, если я оформляю документы через МФЦ? – Необходимости самостоятельно собирать справку и подавать заявление в администрацию района не возникает, поскольку все полномочия за вас осуществляет сотрудник МФЦ, на которого вы выдаете доверенность типовой формы.
Распространенные ошибки
- Распространена подача заявления на приобретение доли в ведомственном фонде гражданами, которые не владеют правовой информацией о нюансах приобретения недвижимости в собственность. В отношении таких дел дело всегда занимается отказом даже в случае подачи заявления в суд о признании права.
- Иногда подается заявление при отсутствии согласия других жильцов. Квартира не подлежит приватизации частично в размере некоторых долей. Или необходимо добиться достижения соглашения между всеми жильцами или полостью отказаться от процедуры приватизации.